Фоновым светом называется свет, предназначенный для изменения тональности фона и создания на нем различных световых эффектов. Фон представляет собой предел живописного пространства фотографического снимка, на котором проецируется фигура. Фон и фигура составляют композицию портрета. Цельность композиции зависит от правильной увязки всех ее элементов. Поэтому взаимосвязь фигуры и фона также в известной мере определяет удачу или неудачу композиционного решения в целом. В профессиональном фотографическом павильоне фон имеет только два выражения:
беспредметный (абстрактный) портретный фон без перспективного построения — это экран и только. Однако путем равномерного освещения он может быть передан монотонным, т. е. плоским, или может создать иллюзию глубины про-
странства за фигурой портретируемого, когда освещение фона представляет собой переходы тонов и сочетание световых пятен; предметный фон (интерьер), в котором в разной степени четкости просматриваются объемные формы
включенных в кадр предметов обстановки.
Соотношения тонов фигуры и фона составляют тональную композицию. Она определяет степень художественности и живописности портрета в целом лишь с точки зрения формы. Очень важно, чтобы тональное решение снимка способствовало выражению его содержания, раскрытию художественного образа. Свет создает не только тон, но и
настроение. Это относится в равной мере как к фигуре, так и к фону. Так, например, светлый тон воспринимается и ассоциируется с радостью и весельем. Средством выражения грусти, печали и тревоги будут темные тона. Ровный серый тон фона создает эффект сумеречного света, вызывает чувство удовлетворенности и покоя. Темные пятна и блики на
фоне вносят в композицию беспокойство, тревогу и могут способствовать усилению эмоциональности. Конечно, все эти ассоциации даны лишь как иллюстрация создаваемого светом настроения. Не следует ими руководствоваться догматически. Не имея перед глазами модели, нельзя отвлеченно рассуждать о значении освещенности фона в каждом отдельном случае. Индивидуальность одного и того же лица может быть по-разному воспринята и воспроизведена на
снимках разными фотографами. И может случиться, что тоновые отношения модели и фона создадут такие сочетания, при которых изображаемая личность будет выражена фотографом в тонах, не предусмотренных никакими правилами или схе-
мами. Знаток и теоретик светописи А. Головня писал: «Вряд ли можно говорить об установленной схеме освещения фона. В практике фоны настолько разнообразны, что нет возможности привести их в строгую систему».
Действительно придерживаться заранее составленных схем освещения фона — значит отказаться от творческого подхода к решению вопроса. Однако существуют общие правила по освещению фона:
1) фон нуждается в отдельной от модели тщательной световой отработке;
2) на фон не должны попадать случайные лучи света от приборов, освещающих модель;
3) в пределах кадра на фон не должны попадать тени от модели, осветительных приборов и прочих вещей, если это не предусмотрено фотографом для создания определенного эффекта;
4) контраст тонов или световых пятен, создаваемых на фоне, должен уступать (кроме редких исключений) контрасту светотени на модели, иначе внимание зрителя будет обращено в первую очередь на фон, ибо оно концентрируется поначалу на самых ярких пятнах, воспринимая их как световой акцент, указывающий на самое главное в сюжете;
5) наиболее светлые участки фона не должны быть противопоставлены наиболее темной части модели. Это положение исходит из желания создать светотональные переходы. Из этого вовсе не следует, что фигура и фон должны быть близки по тональности. Наоборот, для выявления четкости линейных границ объемно-пластических форм модели и пространственного восприятия фигуры как раз необходимо, чтобы светлые тона модели рисовались на более темных участках фона. Правило предостерегает от слишком контрастного сопоставления фигуры и фона, нарушающего тональное единство композиции.
Монотонный, равномерно освещенный фон кажется предельно плоским. Он не в состоянии выразить воздушно-световое пространство в виде световых пятен, туманностей и теней.
Отсутствие чередования тонов не создает иллюзии воздушно-глубинного фона. Поэтому монотонно освещенный фон в художественной фотографии вряд ли приемлем. Исключение составляет официальный портрет, где художественные соображения не принимаются в расчет. Однотонный фон допустим еще и в портретах детей раннего возраста, так
как подвижность детей затрудняет предварительную световую отработку фона.
Технология освещения фона сложна и разнообразна. В одном случае на фоне требуется создать световой круг, а в другом — туманные пятна эффект воздушных масс. Иногда нужно так осветить фон, чтобы более темный тон на одной части живописного поля кадра плавно переходил в светлый. Бывает также необходимость иногда светом нарисовать
на фоне целую серию более четких пятен. Невозможно перечислить все приемы световой отработки фона из-за их бесконечного разнообразия. Поэтому техника для освещения фона состоит из большого набора осветительных и проекционных средств, позволяющих воспроизводить на фоне любой задуманный фотографом эффект.
К сожалению, немногие павильоны располагают соответствующим осветительным оборудованием, а фотографы мало знакомы с техникой световой отработки фона.
Даже такой известный мастер портрета, как М. С. Наппельбаум, вместо нанесения на фон световых эффектов рисовал кистью на негативе пятна различной величины. Он писал: «В поисках решения этой же проблемы (т. е. фона. — Я. Ф.) я пришел к мысли наносить на негатив размытые пятна. Впоследствии я стал прибегать сознательно к пятнам различной формы, сделанным на негативе краской; они стали элементами композиции, начали как бы участвовать в построении изображения». (От ремесла к искусству. М., 1959, с. 137.)
Создание пятен на негативе посредством нанесения краски, а не путем освещения фона уводит фотографию от светописи на путь сочетания фотографии и живописи, обедняет фотографию в средствах выражения, говорит о неиспользовании фотографом средств освещения. В наборе осветительной техники каждого фотографического павильона должно быть не менее двух фоновых приборов направленного света со шторками-притенителями и приспособлениями для наклона приборов вверх и вниз. Один из них крепится на штативе, позволяющем изменять высоту прибора.
Другой устанавливается на полу и является нижним подсветом фона, предназначенным в основном для получения на фоне круглого светового пятна. Первый прибор, легко перемещаемый на штативе, может быть установлен в боковых положениях. Широкий поток его лучей, устремленных на фон, будет прогрессивно терять яркость по мере удаления. Плавный переход тонов может создать в пределах кадра такую освещенность, при которой сторона фона, близлежащая к источнику света, приобретает более светлый тон, в то время как отдаленная часть будет выглядеть более темной.
Кроме фоновых осветительных приборов, необходим еще проекционный фонарь с набором диапозитивов для изображения туманностей, пятен, бликов и т. п.
Умелое применение осветительной техники фона дает возможность разнообразить его тональное решение. Оно позволяет фотографу отказаться от стандартных схем освещения фона. Можно добиться изменения тональности фона на фотоснимке путем ослабления плотности отдельных участков фона на негативе. Для этого кистью или ватным тампоном наносят слабый раствор ослабителя и доводят плотность обрабатываемого
участка до желаемой степени.