Статьи
Психология творческой работы
27.11.2011
Фотография
Психологический анализ модели.
Душевная, или психическая, жизнь человека проявляется в том, что он воспринимает впечатления окружаю-
щей действительности, осознает их,мыслит, чувствует, испытывает желания и действует в зависимости от
обстоятельств.Фотографический портрет заключает в себе три различных вида восприятия: во-первых, восприятие
внешнего мира самой моделью, что обязательно находит отражение в портрете в виде запечатленного душевного
состояния; во-вторых, восприятие модели фотографом, т. е. субъективная интерпретация образа, выраженная
в особенности композиционного решения снимка; в-третьих, восприятие портрета зрителем. Рассмотрим, как
отражается на внешности портретируемого окружающая обстановка. В фотографическом павильоне нельзя получить
непосредственных ощущений от любования пейзажем, чтения книги, интересного зрелища, острого спортивного
момента, бытовой сценки и т. п., что, безусловно, сужает рамки студийного портрета. Проследим за обстановкой
фотографического павильона в момент портретирования: обилие осветительных приборов, непривычно яркий свет,
бессодержательная обстановка; фотограф — единственный человек, с которым портретируемый общается. Лицо
человека способно выражать лишь те чувства, которые он переживает в данный момент, а в данный момент его
внимание привлечено к незнакомым предметам, к яркому свету и неуютной обстановке. В этих условиях
портретируемый, естественно, не испытывает «и интеллектуальных, ни эстетических чувств. Итак, можно прийти
к бесспорному заключению — обстановка фотопавильона сама по себе не располагает к приятному эмоциональному
настрою человека. Встреча совершенно незнакомых между собой людей, фотографа и его клиента, решит эмоциональное
состояние последнего. Если человек будет встречен с видимыми знаками благосклонности, с выражением добрых
чувств и если фотограф произведет благоприятное впечатление своим внешним видом, то первое впечатление
будет способствовать созданию хорошего настроения. Затем важно закрепить это первое впечатление. Излишняя
словоохотливость, заискивание, комплименты воспринимаются людьми с известным раздражением. Надо знать меру
приветливости и радушию. При внешней сдержанности фотограф больше внушает доверия. Кроме приветливости
и внешнего вида фотографа, на эмоциональный настрой человека влияет чистота в павильоне, порядок в расположении
вещей, цветовой тон стен и драпировок и, один из наиболее важных факторов, температура и чистота воздуха.
Восприятие модели фотографом определяется личностью последнего: его вкусом, мировоззрением, темпераментом.
Каждый фотограф по-своему воспринимает образ модели, это объясняется его физическим состоянием, настроением и многими
другими факторами.Независимо от субъективных особенностей восприятия фотографа важнейшим фактором является
наблюдательность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, от его взора не ускользнет такое,
чего может не увидеть человек, не обладающий этим качеством. Усталость, раздражение, душевная неуравновешенность
фотографа притупляют, а порой лишают его наблюдательности. Наблюдение за внешностью другого человека тесно
связано с индивидуальными свойствами личности самого фотографа, а потому и приводит подчас к весьма
субъективным выводам, влияющим на композиционное решение портрета.Восприятие фотографического снимка
зрителем и фотографом может совпадать при оценке лишь тех- нической стороны изображения (проработки деталей,
точности отпечатка, резкости изображения и т. п.), в остальном оценки фотопроизведения будут зависеть от
совпадения индивидуальных особенностей восприятия фотографа и восприятия зрителя. С того момента, когда
началось портретирование, психические и волевые усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы создать
у портретируемого нужное эмоциональное состояние. Для достижения этой цели есть лишь одно средство — беседа.
В беседе фотограф преследует две цели: ведет характерологические наблюдения — уточняет индивидуальные
свойства характера портретируемого, интеллект, темперамент, наклонности, чувствительность и т. д.— и направляет
разговор на тему, которая живо интересует собеседника и вызывает наплыв эмоций, выигрышных для данного лица.
Рассуждая о переживании при воспоминании, К. С. Станиславский указывал, что подобно тому, как в зрительной
памяти перед нашим внутренним взором воскрешается образ человека, пейзаж, давно забытая вещь, так точно
в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования, казавшиеся забытыми. Но вдруг какой-то намек,
мысль, знакомый образ - и снова нас охватывают переживания. К. С. Станиславский напомнил, что у людей есть память
на чувствования (эмоциональная память). Эта память проявляется в разной мере в зависимости от остроты пережитой
радости (или несчастья) и, что особенно важно, находит внешнее отражение на лице человека. В беседе не всегда
сразу удается затронуть животрепещущий вопрос, бывает, что приходится часто менять тему разговора, чтобы вызвать
эмоционально окрашенные воспоминания и уловить наиболее интересные. Если у человека слабо развита эмоциональная
память, ему следует задать вопрос, связанный с логической памятью, или попытаться испытать его образную память,
которая основывается не на чувствах, а на зрительных представлениях. Как у всякого человека, по роду работы
часто общающегося с другими людьми, фотограф должен хорошо владеть своим голосом. В одних случаях — проникновенное,
в других — властное слово способно вызвать желаемую реакцию, связанную с воспоминанием о пережитых чувствах.
Фиксация прямых эмоций, вызванных лишь временным психическим состоянием,— наиболее распростра-ненная ошибка.
И, безусловно, ошибкой следует считать, когда фотограф требует от модели немотивированного изменения настроения
— просьбой улыбнуться или взгрустнуть, не соответствующей внешнему поводу, не понимая, очевидно, что требует от
человека отклонения от нормальной психической деятельности. Астеничный фон настроения может быть стабильным у
отдельных людей — чертой их характера. В этом случае любая попытка со стороны фотографа искусственно вызвать
стеничное настроение у человека, у которого слабо выражено внешнее проявление радости, явится грубой ошибкой.
Отражение астеничного настроения во внешности человека, совпадающее с типичной для данной личности эмоциональной
направленностью, может дать хороший результат при портретировании. Чтобы не навязывать человеку не свойственного
ему настроения, фотограф должен иметь познания в физиогномике, т. е. уметь оценивать внутреннее состояние
человека по движениям и мимике лица. Эмоциональный тип человека. Есть утверждение, что человеческое лицо нельзя
понять с первого взгляда, а нужно наблюдать его в процессе развития, прослеживая, как оно изменялось с возрастом.
Надо сравнивать лицо в спокойном состоянии с тем, каким оно бывает во время гнева, испуга, страсти, удовольствия,
пресыщения и т. д. И тогда по отдельным признакам и по совокупности их можно без большого риска ошибиться
утверждать, что данный человек по натуре вспыльчив, смел, глубокомыслен и т. д. Это заключение могло бы явиться
доминантой портретного образа — идеей портрета, направлением поиска портретного решения. Этот путь, несомненно,
верный, однако он полностью недоступен фотографу, лишенному возможности длительного общения с моделью. Можно ли
определить по лицу человека присущие ему качества, ведь фотографу повседневно приходится вглядываться
в человеческие лица и задавать себе вопрос: «Что кроется за этим изборожденным морщинами лбом, что обозначает
глубокая складка вокруг рта — жадность и эгоизм или разочарованность и затаенное страдание, что кроется за лицом,
замкнутым в мире своих чувств и переживаний, что обозначают эти плотно сжатые губы, к которым стянута вся
мускулатура лица,— целеустремленность и решимость или выражение внутреннего протеста?» И очень важно, не
заблуждаясь, найти соответствующее портретное решение. Для большего удобства определения свойств внешности
портретируемого результаты физиогномических наблюдений можно разграничить на два вида:
1) чисто внешние, так называемые анатомические признаки, к которым относятся рост, телосложение, форма головы,
линейный строй лица, находящегося в спокойном состоянии, — статические признаки;
2) преходящие, меняющиеся признаки — смена эмоциональных фаз,поза, осанка, жестикуляция, мимика, являющиеся
результатом движения,
динамические признаки.
Динамические признаки обыкновенно разделяют на три сферы: интеллектуальную, сферу чувства и действия.Наблюдая
те и другие признаки в комплексе жизнедеятельности человека, фотограф стремится найти портретное решение,
характерное как по статическим, так и динамическим признакам. Чувства, воля и действия человека во многом
зависят от его темперамента, более других факторов проявляющегося во внешности. Темперамент отражает
состояние нервной системы человека и сказывается на его деятельности. Выдающийся физиолог И. П. Павлов дал
четкую классификацию типов темпераментов, имеющих внешние объективные признаки: сангвиник — сильный,
уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью тип. Самый совершенный из всех типов по возможности
приспосабливаться и согласовывать свои действия с условиями внешней среды; холерик — сильный, но
неуравновешенный, безудержный тип с очень активным процессом раздражимости; флегматик — сильный,
уравновешенный, спокойный, с замедленной реакцией на внешние раздражители тип, с неудовлетворительной
подвижностью нервных процессов; меланхолик — слабый тип. Отличается явной слабостью нервных процессов
(возбуждения и торможения). Неудовлетворительно приспосабливается к жизненным условиям.Каждый тип темперамента
имеет определенные мимические признаки. По складу лица и образу движений определяется тип нервной деятель-
ности. Меланхолики отличаются неуверенным поведением, на их лицах находят отражение тоска, тяжелые переживания.
Холериков отличает бурное проявление эмоций, как положительных, так и отрицательных. Флегматики, наоборот,
неэмоциональны. У сангвиников характерно преобладание положительных эмоций самых разных оттенков. Они довольно
легко переходят от созерцания к радости. Эмоциональные симптомы того или иного типа темперамента выражают-
ся соответствующим аффектом: маниакальный аффект — повышенное радостное настроение, депрессивный аффект
— угнетенное настроение, глубокая печаль, уныние, тоска; аффект раздражительности — тоскливо-злобное
выражение, недовольство, неприязнь; аффект перевоплощения — попытка подражать кому-то при неестественном
напряжении мускулатуры лица, отсутствие осмысленности. Темперамент определяет в характере такие черты, как
общительность, замкнутость, подвижность, уравновешенность поведения, и ничто из этих черт не должно ускольз-
нуть от внимания фотографа. Определив тип темперамента портретируемого и характерный для него эмоциональный
аффект, фотограф сопоставляет эти данные со статическими признаками. При этом следует учитывать, что формы
тела сами по себе ни в коем случае не могут служить основанием для вывода о свойствах личности. Это значит,
что ни рост, ни полнота, ни соотношения размеров фигуры ничего не говорят о характере человека, в частности о
его идейной направленности и волевых качествах. Однако тип человека, его темперамент в процессе жизни влияют
на формирование фигуры, накладывают отпечаток на позу и мимику, и это надо учитывать. Характер — это
определенный образ поведения человека, своеобразный психический его склад, отражающий внешние условия жизни
и воспитания. Характер находит отражение в жизнедеятельности человека: манере себя держать, направленности
поведения. Определить характер человека можно только по его проявлениям, а не по статическим признакам.
Для познания характера имеет большое значение проявление чувств. Чувства — своеобразная форма отражения
действительности; в зависимости от направленности психической деятельности человека они могут быть окрашены
положительным или отрицательным эмоциональным тоном. Чувство может быть как более или менее устойчивым
(любовь, ненависть, уважение), так и мимолетным (восторг, негодование, печаль, стыд и т. д.). Мимолетные
чувства также называют эмоциями. Своеобразность проявления чувств проливает свет на индивидуальную
особенность человека, его привычки, мировоззрение, моральные убеждения, открывает доступ в его внутренний
мир. Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями, которые мы можем определить как
мимические, связанные с движением мышц лица, и пантомимические, т. е. жесты и движения частей тела. Мимика
и пантомимика дают для изучения характера значительно больше, чем внешние черты человека. Мимика бывает
связана с определенной эмоциональной фазой, когда она выражает временное психическое состояние модели,
и мимическим строем лица, являющимся обычным для данного типа темперамента. Так как общение фотографа
с моделью всегда кратковременно, то при характерологических наблюдениях надо учитывать максимальное
количество показателей характера, чтобы временное психическое состояние, связанное с определенной ситуацией
их общения, не принять за черту характера. Один из таких важных показателей — жестикуляция. Жест хорошо
выражает темперамент человека. Умение владеть собой, выдержка, подтянутость, солидность бросятся в глаза
при так называемом скупом жесте. Наоборот, усиленная жестикуляция может говорить о невыдержанности,
горячности и в какой-то мере о невоспитанности. Бывают жесты наигранные, показные, их называют манерными.
Манерность— первый враг портретного изображения, так как она всегда уводит от раскрытия подлинного образа.
В числе важнейших показателей характерно выражение глаз. Оттенки выражения глаз безграничны. Их
выразительность не всегда определяется их величиной и цветом, т. е. внешними статическими признаками.
В осмысленности взгляда выражается объективно понятное его значение. Взгляд может быть ласковым,
вопросительным, удивленным, смущенным, суровым и неподвижным, бегающим, добрым, нежным и т. п. Мимика
губ неразрывна с выражением глаз и располагает самой широкой амплитудой оттенков волевых особенностей
человека. Положение губ, как правило, указывает на самые тонкие душевные переживания — от непреклонной
воли до беспечного смеха. Неулыбчивое лицо кажется холодным и суровым. Улыбка может выражать всю гамму
чувств довольства и радости, может переходить в другие состояния: склонность к иронии, скептицизм,
приветливость, уверенность или неуверенность в себе и многие другие. На этой стадии работы над портретом,
когда надлежит уловить настроение и эмоциональную предрасположенность личности портретируемого и завершить
поиск психологического и эмоционального решения портрета, фотограф держит свой первый и главный экзамен:
годен или не годен он как портретист. Если он лишен умения понять особенность и значение личности
портретируемого, значит ему не дано стать портретистом, так как у него отсутствует главное качество
— улавливать неповторимую сущность человека, постигать ее и переплавлять в образ.