Статьи
Тональное решение снимка
27.11.2011
Фотография
<b>Понятие о колорите.</b>
Современное фотоискусство достигло такого совершенства, что лучшие его произведения,
глубокие по мысли, оригинальные по изобразительным решениям, обрели черты подлинной
художественности. Эти произведения дают основания говорить о самобытном почерке
фотохудожников, о стиле их работы, о поисках в области художественного творчества
и о такой важной категории изобразительного искусства, как колорит. Сегодня лучшие
работы мастеров советской фотографии отличаются интереснейшими колористическими находками.
Понятие "колорит" пришло в фотографию из живописи, где под колоритом понимается характер
взаимосвязи всех цветовых элементов картины, согласованность цветов и их оттенков.
Внешнее выражение колорита - живописность и красочность цветовых сочетаний. Но смысл
колористических решений - в их использовании для выражения содержания, главной мысли
автора. Поэтому появление на картинной плоскости тех или иных цветов и тонов всегда
мотивировано и целесообразно, и применяются они для правдивого, выразительного,
эмоционально впечатляющего изображения действительности. Именно в этой сфере рождается
истинная красота колорита, его художественная ценность. Понятно, что фотограф работает
над колоритом цветных снимков совершенно иначе, чем художник-живописец. Но цель перед
ними одна, и конечный результат, полученный различными средствами, имеет много общего.
И фотограф, и художник стремятся передать правду жизни, живописно и выразительно раскрыть
тему. Оба оперируют цветами, добиваются цветовой гармонии, богатства и согласованности
цветовых оттенков. Таким образом, колорит цветных снимков (разумеется, речь идет
о подлинно художественных работах) в принципе означает то же, что и колористическое
решение живописного полотна.
<b>Тональное решение черно-белого снимка.</b>
В черно-белой фотографии также необходимы взаимосвязи, согласованность тонов, но тонов
ахроматических, черно-белых. Какой смысл приобретает здесь понятие "колорит"? Термин "колорит"
происходит от латинского color - "краска", "цвет". Но ведь ахроматическая гамма тоже хорошо
известна в живописи. Черный, белый, бесконечное разнообразие серых - это тоже цвета палитры
художника. Так что не будет большой натяжкой, если мы будем говорить о своеобразном
колорите черно-белого фотоизображения, охарактеризовав его как взаимосвязь тональных
элементов произведения, как тональный строй, используемый фотографом для правдивого
и выразительного изображения действительности. В черно-белых снимках ахроматическая гамма
тонов образует гармоничные,стройные, слаженные изображения; богатство тонов и их переходов
выражает сущность и красоту изображаемого.Колорит в таком понимании существует
в черно-белой фотографии и носит название тонального решения снимка. Параллели с колоритом
в живописи и в цветном фотоизображении здесь понадобились для того, чтобы мы полностью
осознали важность и художественное значение тонального построения снимка для выражения
творческих замыслов фотографа. Именно в этих целях мы говорим о снимке как о картине и
о матовом стекле фотоаппарата как о картинной плоскости. Одним из очень существенных
недостатков слабых или просто ремесленных снимков обычно становится общая пестрота,
тональная несобранность рисунка. Мастера черно-белой фотографии, как правило, находят
способы и приемы получения законченного тонального решения, добиваются согласованности тонов.
Так возникает общая светлая тональность кадра или рождается снимок в низкой, темной
тональности. В принципе это те же изобразительные задачи, которые ставит перед собой художник
или фотограф, работающий над цветным снимком, добиваясь колористического решения картины или
фотопроизведения.
<b>Изображение цвета в черно-белой фотографии.</b>
Тона черно-белого снимка образуются при съемке и воспроизведении фотографическим путем всего
богатства красок материального мира. Известно, что в жизни все цвета имеют три основные
характеристики. Первая из них цветовой тон, который определяется доминирующей длиной волны.
Вторая - насыщенность, или степень выражения цветового тона по отношению к спектральному,
принятому за 100%. Третья - светлота, которая является синонимом яркости.Эти разнообразные
яркие и пастельные цвета при воспроизведении средствами черно-белой фотографии преобразуются
в гамму черных, серых и белых тонов, различающихся между собой только по светлоте. Таким
образом, цвета на снимке теряют две важнейшие характеристики - цветовой тон и насыщенность,
но сохраняют третью - светлоту. Тона различной светлоты, так же как и цвета в картине,
не могут распределяться на картинной плоскости произвольно, они требуют определенного
согласования. Как это достигается фотографом - покажут примеры.
<b>Доминирующий тон.</b>
Известно немало черно-белых снимков, удивительно точных по тональному рисунку. Подобно тому
как, анализируя художественное решение живописного полотна, говорят о золотистом колорите
или о картине, выдержанной в голубых тонах, точно так же говорят и о светлой или темной
тональности черно-белого снимка. Таким образом, называют тон, преобладающий, доминирующий
в картине. Доминирующий тон является основным, и с ним согласуются все остальные тона
и полутона. Они обозначаются на снимке более легкими "мазками" и не разрушают единства
тонального решения общей светлой или приглушенной темной тональности снимка. Еще раз
следует заметить, что, называя внешние признаки колорита - золотистый тон, светлую
тональность и пр., мы имеем в виду, что эти цвета и тона являются средствами создания
художественных образов, передачи состояния природы, раскрытия характеров и пр.
Иначе суждения о колорите неизбежно становятся поверхностными.