Статьи
Вспышка в конце экспозиции для создания спецэффектов
27.11.2011
Фотография
Вспышка в конце экспозиции для создания спецэффектов
Один из самых волшебных трюков любых фотокамер состоит в том, что вспышка «вто-
рой шторки» дает возможность проследить стадии движения объекта, «остановленно-
го» в момент полета.
Обычно вы используете вспышку фотокамеры для того, чтобы увеличить коли-
чество света, когда окружающего освещения недостаточно, либо для того чтобы
уменьшить количество теней при портретной съемке. В обоих этих случаях вы
используете короткую выдержку (1/60 с или около этого) со вспышкой, которая
происходит в начальный момент экспозиции, известную как «первая шторка»
Для портретной съемки при вечернем свете вы используете значительно более
длительные выдержки, чтобы уловить некоторые детали фона, ко-
торые в противном случае будут слишком темными, так как свет вспышки дей-
ствует только на ограниченном расстоянии. При длительных экспозициях объек-
ты съемки должны оставаться неподвижными. В противном случае на фотографии
они будут выглядеть смазанными.
С технической точки зрения, вспышка ≪второй шторки≫ — это такая техника съем-
ки, при которой вспышка включается в конце периода длительной экспозиции,
а не в ее начале. А зачем необходимо, чтобы вспышка включалась в конце экс-
позиции? Это создает огромные возможности для лучшего отображения обоих
моментов. С одной стороны, вы получите художественное изображение движения,
характеризующее перемещение объекта, зачастую выражающее такие его черты
и характеристики, которые трудно оценить другим способом. С другой стороны,
вы также можете ≪остановить≫ объект в конце его движения. Имея более четкое
представление о положении объекта в конце движения, а не в начале или сере-
дине, вы сможете получить наиболее интересный снимок, демонстрирующий
хронологию движения объекта.
Классическое применение фотографии со вспышкой в конце экспозиции — съем-
ка танцора в движении или двигающегося объекта, такого как клюшка для гольфа
или отскакивающий мяч.
Как создается чудо
Вам необходима камера с режимом Second Curtain (Синхронизация вспышки по
второй шторке) или камера, позволяющая подключать внешнюю вспышку с этой
функцией. В этом трюке я использовал камеру Cannon Digital Rebel со вспышкой
Canon Speedlite 550EX. При покупке вам надо тщательно проверить технические
характеристики камеры, поскольку даже некоторые DSLR-камеры не имеют та-
кой системы, в то время как она может присутствовать в более простых камерах.
При монтаже вашей установки укрепите фотокамеру на штативе, поставьте
вспышку в режим Second Curtain (такой режим должен быть где-то в настройках),
а камеру — в режим Manual Exposure. В качестве начальных настроек установите
выдержку — 1 с при диафрагме f/5,6. Для съемки такого типа желательно исполь-
зовать дистанционный спуск затвора.
Теперь обратите внимание на задний план, поскольку вам нужен фон, отличаю-
щийся по тону и/или цвету от объекта. Обычно фотографии такого типа делают
при ярко освещенном объекте и темном фоне.
Когда объект начнет движение, нажмите на кнопку спуска затвора. Вы услыши-
те щелчок затвора, но вспышки не будет... по крайней мере, пока. Когда затвор,
закрываясь, щелкнет снова, сработает фотовспышка. В этом и состоит пре-
лесть вспышки в конце экспозиции. Когда затвор открыт, фиксируется движе-
ние объекта, а затем, когда в конце экспозиции включается вспышка, движение
объекта ≪останавливается≫ в последний момент движения, и получается есте-
ственная композиция.
Вам нужно сделать пробные фотографии для улучшения композиции, освещения
места действия и движения объекта. Длина пути объекта определяется исключи-
тельно длительностью времени экспозиции (при том, что мы не можем управлять
скоростью движения объекта). Интенсивность отображения пути движения оп-
ределяется силой света, окружающего объект, а также чувствительностью каме-
ры и шириной диафрагмы. Интенсивность ≪остановленного≫ в конце экспозиции
изображения определяется силой света вспышки. Для того чтобы обеспечить
возможность управления, установите ручной режим регулировки интенсивнос-
ти вспышки. Для этого обычно требуется внешняя вспышка.
Если вы фотографируете объект на темном заднем плане, то вашей целью будет
хорошо осветить объект, а не задний план. Это можно обеспечить множеством
способов. Для начала отодвиньте задний план как можно дальше. В моем случае
в качестве фона я использовал большой черный экран и отодвинул камеру так
далеко, насколько позволял размер экрана. Второй прием состоит в том, что-
бы поместить источник света (такой как настольная лампа) и вспышку по одну
сторону от объекта и освещать объект под углом. Фокус заключается в создании
освещения, которое не попадало бы на задний план.
А как отодвинуть вспышку от фотокамеры, сохранив при этом соединение с ней?
Первое решение заключается в приобретении относительно недорогого витого
кабеля, который бы соединил вспышку и ≪башмак≫ . Более дорогим
способом будет использование беспроводной системы вспышки.
Самодельный способ заключается в помещении фотовспышки сбоку или прямо
над объектом и использовании света, отраженного от поверхности, такой как
кусок белого картона. Также имейте в виду, что чем менее отражающим будет
темный задний план, тем легче вам будет контролировать освещенность.
Подбор условий для фотографирования темного объекта при светлом заднем пла-
не будет для вас более трудным, потому что нужно будет осветить задний план,
но при этом минимально увеличить освещенность объекта. Если окружающее ос-
вещение слишком интенсивное, то след движения будет ≪размазан≫ по заднему
плану.
Если вам нужно сфотографировать движение объекта в рамках кадра, имейте
в виду, что это вряд ли получится с первого раза. Возможно, потребуется вы-
полнить сто или более попыток. В этом нет ничего страшного, ведь вы же не пере-
водите при этом пленку. На самом деле, многие из самых удачных снимков полу-
чаются совершенно неожиданно.
Если вы фотографируете событие, для которого не можете сделать провероч-
ные снимки, и не знаете, как долго объект будет двигаться в пределах компози-
ции, то можно установить режим Bulb mode (Ручная выдержка) и держать кнопку
спуска затвора столько, сколько нужно, а идеально — пока объект не дойдет до
края кадра.
Используйте вспышку в конце экспозиции для съемки разнообразных объектов. Вы
можете скомбинировать эту технику с другими упомянутыми в этой книге (таки-
ми как «Автомобильные фары и другие двигающиеся огни», чтобы
получить действительно впечатляющие результаты. Дайте разыграться своему
воображению.