Будущему фотографу-портретисту необходимо внимательно изучить, осознать и осмыслить важное значение положения рук в портрете для выявления внутреннего мира человека. Талантливые художники-портретисты умели тонко улавливать и сочетать поворот головы, корпуса с положением рук. Так, например, в портрете «Горожанка » художника
В. И. Сурикова скрещенные руки модели подчеркивают гордое, независимое положение женщины, что, несомненно, является важной характеристической чертой. В. М. Васнецов в поясном портрете Ивана Петрова использует тот же прием. Гордый и независимый облик модели отлично подчеркивается положением скрещенных рук. И. Е. Репин в портрете академика И. П. Павлова изображает руки великого физиолога спокойно положенными на корешок книги. Эта уравновешенная поза отлично подчеркивает мудрость старости, ясность духа и связь разума и познания. Вместе
с тем книга прикрывает часть тела, не представляющую интереса для портрета.
Руки в поясном портрете способны выразить конкретное действие, что придает портретному изображению новый сюжетный смысл. Так, например, по программе портретного рисунка в высшей художественной школе ставится задача показать в поясном портрете работу рук: руки, нашедшие упор на каком-либо предмете; руки на музыкальном инструменте; упор рук на трости и т. д.
Фотографу целесообразно последовать этим примерам и выполнить ряд аналогичных фотографических этюдов с изображением рук. Официальный портрет часто делают поясным. Это бывает необходимо в том случае, когда награды и знаки отличия не умещаются на бюстовом портрете. Следует предусмотреть, чтобы все они вышли резко на изо-
бражении. С этой целью диафрагмируют объектив, сознательно понижая пластические свойства изображения. Поколенный портрет и портрет в полный рост выполняют в тех случаях, когда изображение по пояс недостаточно для полной характеристики человека.
Портрет может быть обеднен, если на нем не показано присущее данной модели красивое телосложение. Изображая человека по колено или во весь рост, фотограф энергичным абрисом его фигуры может подчеркнуть изящество, силу, достоинство и грацию данного человека. Общее сходство будет полнее, если к сходству лица прибавить еще и сходство фигуры.
Отсюда и первое правило: постановка модели—выбор позы — зависит только от особенностей фигуры. Одежда, ее цвет и покрой приобретают уже гораздо большее значение, чем во всех остальных масштабах изображения. Одежда прикрывает тело, но не скрывает его. Для того чтобы одежда не искажала форм тела, многие художники поначалу рисуют фигуру по угадывающейся ее наготе и только после этого пририсовывают одежду. Так поступил и Репин в картине «Воскрешение дочери Иаира». Некоторые фотографы, к сожалению, редко задумываются над передачей форм тела, скрытых одеждой, лишая в известной мере портрет выразительности.
Под любой одеждой независимо от покроя непременно должна чувствоваться живая форма. Человек в платье без складок уподобляется манекену, лишается индивидуальности. В умении найти нужные складки в одежде, даже если она не облегает фигуру и сделана из грубой ткани, заключается мастерство портретиста.
Познание живых форм — суть успеха в изображении человека. Подобно художнику, фотограф должен этому настойчиво обучаться. Большое значение изучению живых форм человека придавал известный русский художник П. Корин. Он
утверждал, что никакие атласы, никакие учебники по анатомии не могут дать того, что дает изучение первоисточника — человека.
Постижение фигуры человека — это изучение его тела. Оно объясняет натуральность поз, красоту линий, естественность поворотов, наклонов и прогибов. Поэтому начинающему портретисту необходимо изучать живые формы тела. Это удобней всего проводить в учебной студии под руководством опытного педагога, ставя задачу — получить представление о красоте человеческого тела, его пропорциях и формах. На живом человеке следует изучить
сложные в анатомическом отношении части: грудную клетку, пояс, таз, спину, руки и ноги, их физическое крепление и пластические особенности.
На женской фигуре в рост в облегающем платье четко прослеживаются линии ее элементов, их пространственная проекция и соразмерность форм, просматриваются линейные формы опорной и неопорной ноги, асимметрия тазобедренной части фигуры, красота женской талии, торса, бюста, плечевого пояса. Различны и варианты положе-
ния рук, при которых грациозные линии фигуры показаны достаточно полно.На фотоснимках видно, как выигрышна модель в легком полуобороте, а также в боковой проекции и со стороны спины. Здесь следует обра-тить внимание на ту часть композиционного решения каждого снимка, где положение головы дано в ином повороте, чем положение корпуса.
Это важное композиционное соображение, так как однообразие в проекции всех элементов фигуры и головы
не способствует оригинальному решению портрета.
В передаче живой формы важно сохранить ее индивидуальное своеобразие. Положение ступней определяет свойственную данному человеку привычку стоять и ходить. Не следует заставлять модель принимать неестественную для нее стойку ног, так как здесь можно легко допустить некрасивое, а иногда и уродливое их положение. Если же неправильная стойка ног вызывается физиологическими недостатками, то тщетно добиваться ее исправления в позе. Неестественность и напряженность будут заметны не только в фигуре, но и отразятся на выражении лица. В подобных
случаях правильней будет отказаться от портрета в рост и сделать поколенный портрет.
Бывают и другие причины. Как известно, у низкорослых людей ноги заметно короче по отношению к верхней части фигуры. Эта непропорциональность бывает заметна в портрете в рост. И здесь более оправдан поколенный портрет.
Встречаются и технические причины, усложняющие съемку портрета в рост — это несоответствие тональности пола общей тональности снимка или совпадение тонов одежды, обуви и пола и т. п.
В остальном идея портрета в рост и по колено совпадает. Она заключается в обогащении портрета значительностью фигуры. Вот почему мы рассматриваем оба этих вида портрета вместе.