Непринужденные постановки чаще встречаются в жанровых картинах, где нет нужды в портретной постановке фигуры, ибо устремление фотографа направлено на то, чтобы застать человека врасплох. Бесспорно, что при фотографирова-
нии в рост следует в основном при-держиваться непринужденных постановок, что вовсе не означает полного отказа и от принужденных. Позы в композициях в полный рост делятся также на две группы — симметричные и асимметричные.
В изобразительном искусстве симметричные позы, когда обе ноги являются опорными, а сила тяжести масс частей тела распределяется между ними равномерно, встречаются редко, а в художественной фотографии еще реже.
В асимметричных позах стоя выразительность фигуры, изящество ее отдельных форм обретает эстетическое значение, предопределяет красоту человека.
В положении стоя с опорой на одну ногу значительная тяжесть тела ложится на опорную разогнутую ногу. Выполняя компенсаторную функцию, регулируя перемещение силы тяжести тела, эта нога незначительно отклонена в сторону. Не опорная нога слегка согнута в колене, в ее сторону наклонен таз. Это в свою очередь вызывает изгиб позвоночника в на-
правлении опорной ноги, при этом туловище выпрямляется и сила тяжести падает на опорную ногу. Поворот и наклон шеи и головы в этой позиции не влияет на равновесие тела, а потому голова может быть наклонена и повернута, как того пожелает фотограф.
Изгиб позвоночника вызывает уменьшение длины туловища на стороне опорной ноги. Такое асимметричное положение тела, когда длина туловища по неопорной ноге больше, чем по опорной, встречается на многих античных статуях, в изваяниях более поздних эпох и в скульптурах наших дней и известно под названием «прихрамывания» .
В композициях, когда продольная ось туловища наклонена в противоположную сторону, т. е. в сторону не опорной ноги, поза именуется «противоположной». Обе позы—«прихрамывания» и«противоположная» — являются классическим образцом постановки портрета в рост. Степень поворота и прогиба отдельных элементов фигуры создает множество вариантов и представляет собой источник ком-позиционных решений.Портретирование в полный рост может быть произведено как в поло-жении модели стоя, так и в положении сидя. В последнем случае благодаря дополнительным точкам опоры поза обретает большую стабильность.
В этом случае фотограф руководствуется рядом соображений: возрастом модели, пропорциональностью отдельных форм фигуры, общим за-мыслом. В подобном варианте руки могут играть роль дополнительных точек опоры, определять сторону поворота головы и красоту проекции плеч. Скульптурный портрет А. С. Пушкина представляет собой пример интересной композиции портрета человека в полный рост в положении сидя. Уместно вновь указать на то, что разнообра-
зие в положении всех парных форм фигуры человека приводит к большей выразительности портрета.
Будущий фотограф еще в процессе учебы должен сделать большое количество этюдов с натурщика, доведя до совершенства умение постановки фигуры.
Многие художники не без основания утверждают, что движение фигуры к зрителю усиливает динамичность образа.
Поворот головы к плечу еще больше усиливает динамичность снимка. Расположение рук, соответствующее общей позе, завершит правильную постановку фигуры. Если обращенная к аппарату фигура выглядит естественно, то она должна естественно выглядеть и при рассмотрении ее со всех сторон. В этом — доказательство правильной постановки
фигуры.
При желании постановку можно изменить, вводя дополнительную точку опоры для руки, используя для этого подставку в виде стула, тумбы или стола. Когда модель поставлена и соответственно освещена, следует поторопиться с завершением съемки. Увлекаясь творческим процессом, фотограф подчас забывает, что перед ним живой человек, которому несвойственно подолгу оставаться без движения. Выражаясь фотографически, «передержка» модели в стойке
приводит к окаменелости фигуры и напряженности лица.
Чтобы избежать ракурсных искажений отдельных форм фигуры, следует установить аппарат на уровне середины ее высоты. Если аппарат будет находиться выше или ниже, то та часть фигуры, которая окажется ближе к объективу, выйдет на снимке в более крупном масштабе.
Но иногда ракурс может стать активным изобразительным приемом. Окончательная коррекция позы должна происходить после того, как найдено освещение и расположение фигуры в кадре, сфокусировано изображение, установлена диафрагма, вставлена и открыта кассета. Не затрагивая конкретно вопросы освещения, скажем лишь, что освещать фигуры в рост надо так, чтобы формы модели читались четко, а падающие тени не скрывали больших форм фигуры. Освещение должно выявить наиболее изящные линии. При этом надо учитывать тона фигуры и фона и не допускать их совпадения.